Экспертные группы
 
Группа 19
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
10 Марта
Первое заседание экспертной группы №19 "Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации"

Заседание группы №19 состоялось 10 марта в Министерстве транспорта РФ, с участием министра транспорта И.Е. Левитина. На заседании обсуждались концептуальные вопросы развития национальной транспортной системы. С докладом выступил М.Я. Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. 

Группе предстоит выявить новые вызовы, стоящие перед транспортной и информационной системами страны, определить, стоит ли корректировать уже существующие стратегии или же разработать новую, до 2020 г. В любом из случаев в ближайшие годы России необходимо преодолеть территориальную разобщенность, существенно расширив транспортную сеть, а также повысить доступность транспортных услуг для населения. Сделать это предстоит как за счет строительства инфраструктуры, так и путем внедрения электронных систем управления транспортными потоками. Однако эксперты призвали при разработки стратегии не забывать, что страна в ближайшие годы будет существенно ограничена в средствах.

В обсуждении приняли участие: Левитин И.Е., Ващенко А.А., Окулов В.М., Блинкин М.Я., Кигим А.С., Ефимов В.Б., Евсеев О.В., Поспелов П.И., Рязанова Л.А., Кузин И.Р., Кузнецова О.В., Осипов Л.В., Семенов С.А.

На заседании были обсуждены также организационные вопросы экспертной группы.

  

 

Позиции, высказанные участниками группы:

 

Игорь Левитин, министр Транспорта РФ: Разработка абсолютно новой стратегии может и не понадобиться, поскольку уже существует ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», которая имеет удобную матричную структуры, отдельные компоненты которой можно совершенствовать. Министрество будет просить у Правительства перенести срок окончания ФЦП до 2019 г. 

 

Михаил Блинкин, соруководитель группы, научный руководитель Научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства: Неразвитость транспортной системы в России существенно тормозит развитие страны. Население крайне немобильно. По показателю пассажиро-километров на душу населения Россия (8 тыс. пасс-км на душу населения) серьезно отстает и от ЕС (16 тыс. пасс-км на душу населения), и от США (28 пасс-км на душу населения). Транспортная сеть по-прежнему ориентирована на перевозку грузов, а не пассажиров. В развитых странах ситуация обратная: в ЕС показатель глобальных пассажиро-километров на тонна-километры равняется 3, в США – 1,4, в России он ниже 0,5. Все это указывает на гигантскую территориальную разобщенность. Федеральные дороги составляют 6% имеющихся. Степень их износа, по данным Росавтодора, составляет, в среднем 35%. На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, в России проживают 2 млн человек. Около 40 тыс. населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. России предстоит построить тысячи километров автомобильных дорог, однако при нынешнем принципе финансирования строительства это невозможно. На 30% дорожное строительство финансируется за счет акцизов на топливо, на 8% – за счет траспортного налога и на 61% – из налогов общего покрытия. Таким образом, дорожное строительство является обычными бюджетополучателем со всеми вытекающими последствиями.Дорожную сеть невозможно построить за счет бюджетных ассигнований общего покрытия. Финансировать дорожное строительство должны в большой степени потребители. 

 

Андрей Ващенко, начальник Управления Долгосрочного планирования и Развития «Газпромтранс»: В железнодорожная сеть также нуждается в усовершенствовании. Однако первым делом нужно заниматься не строительством новых путей, а повышением качества работы уже существующей инфраструктуры. Введение систем электронного управления, спутниковой навигации, виртуальных светофоров и пр. может повысить пропускную способность путей до 20%. Модернизация систем управления движением является основным резервом повышения производительности железнодорожной сети.

 

Олег Евсеев, директор ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Минтранса РоссииВ развитии транспортной системы есть два главных вектора: собственно инфраструктура и транспортные технологии. Основными условиями создания эффективной транспортной системы являются создание резервов транспортной сети, внедрение  интеллектуальных транспортных систем, централизованное планирование пользования инфраструктуры города и области. Особое внимание нужно уделить модернизации транспортных узлов с различными видами транспорта. Также нужно преодолеть непродуктивную межотраслевую конкуренцию, когда, к примеру, медленная разгрузка в морских портах тормозит железнодорожное сообщение.

Государству стоит задуматься о преференциях (в т.ч. налоговых) поставщикам транспортных  услуг. Также нужно обеспечить доступность знаний по эффективным транспортным технологиям, успешно применяемых в российских условиях.

Требуют усовершенствования и стандарты качества услуг в области грузоперевозок. 

 

Людмила Рязанова, заместитель генерального директора по развитию региональных исследований Компании «Прогноз»: Для того, чтобы создать качественную стратегию развития транспорта, нужны выверенные макроэкономические прогнозы, поскольку финансовые ресурсы страны сильно ограничены.

 

Ольга Кузнецова, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ: Не стоит забывать о развитии информационных технологий. Информатизация страны может существенно снизить нагрузку на транспортную систему. В этой связи очень важно развивать системы удаленного образования, удаленного медицинского доступа.