Экспертные группы
 
Группа 18
Реформа естественных монополий
6 Декабря
Группа №18 - рекомендуется запретить приватизацию ряда профильных активов РЖД

Экспертная группа №18 «Реформа естественных монополий» по доработке «Стратегии-2020» представила часть итогового доклада, посвященную железнодорожному транспорту. На основе анализа текущего состояния отрасли эксперты предлагают три возможных сценария ее развития.

Инерционный сценарий заключается в сохранении текущего уровня финансирования инфраструктуры и «перекошенной» тарифной системы, что приведет к дальнейшей деградации железнодорожного транспорта. Второй вариант – либеральный – заключается в полной либерализации деятельности, связанной с перевозками при сохранении инфраструктуры под контролем государства. Однако последствиями такого решения, по мнению авторов доклада, станут существенный рост транспортной нагрузки на экономику и деградация ряда отраслей. Мягкий бюджетный сценарий, как сказано в документе, предполагает целевое выделение бюджетных средств на развитие инфраструктуры в соответствии с программами развития отраслей, производящих основные группы перевозимых железнодорожным транспортом грузов, и при обязательном обосновании бюджетной эффективности реализации этих проектов, – то есть инвестирование бюджетных средств в отрасль в расчете на отдачу от реализации конкретных проектов.

Хотя эксперты указывают, что приемлемыми являются первый и третий сценарии, фактически они настаивают на последнем. Более того, как указано в документе, ряд его положений уже предусмотрен утвержденной Правительством РФ «Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года». При этом члены группы №18 подчеркивают, что независимо от выбранного варианта государству необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, тарифную систему и определить источники финансирования содержания и развития инфраструктуры.

В области грузовых перевозок предпочтительный для экспертов вариант предполагает сохранение в среднесрочной перспективе сегодняшних темпов индексации тарифов на грузовые перевозки и использование других источников финансирования инфраструктурного комплекса, среди которых возможны как государственные субсидии, как и использование механизмов частно-государственного партнерства. Одно из основных положений сценария – сохранение организационного единства инфраструктуры и перевозочной деятельности, поскольку их полное разделение, по расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), приведёт к росту ежегодных затрат на перевозку грузов на 32%.

Хотя «мягкий» вариант ориентирован на создание стимулов для консолидации универсального парка грузовых вагонов и образование трех-четырех крупных операторских компаний, он тем не менее предполагает выделение пилотных участков сети железных дорог для развития конкуренции. Как считают эксперты, это поможет оценить влияние частных перевозчиков на работу железнодорожного транспорта и совокупные транспортные затраты грузоотправителей, что даст возможность распространения работы частных перевозчиков на всю сеть железных дорог, если результаты их работы окажутся положительными.

В сфере пассажирских перевозок авторы доклада делают особый упор на создание более эффективного механизма регулирования тарифов и предоставления субсидий перевозчикам. В целом предлагаемые в рамках данного сценария меры направлены на обеспечение по крайней мере безубыточности, а в дальнейшем и развития пригородного и дальнего сообщения.

«В существующей тарифной системе заложено масштабное перекрестное субсидирование, имеется множество коэффициентов (несколько сотен), искажающих экономику перевозки», – отмечается в документе. «При этом, – добавляют эксперты, – как правило, уровень индексации является компромиссным вариантом между различными министерствами и ведомствами». Сценарий, предлагаемый группой, предлагает разработку мер, направленных на долгосрочную (пять и более лет) и научно обоснованную систему индексации тарифов, а также отмену большинства коэффициентов, присутствующих в них.

«Такой подход, – пишут эксперты, – позволит осуществлять планирование инвестиционной деятельности и предприятиям железнодорожного транспорта, и промышленным предприятиям, которые в значительной степени зависят как от величины железнодорожного тарифа, так и от планов по развитию инфраструктуры».

Среди основных мер, предлагаемых авторами доклада, стоит отметить введение долгосрочного регуляторного контракта, упорядочивающего отношения между государством и владельцами железнодорожной инфраструктуры. Также они указывают на необходимость принятия федерального закона, закрепляющего порядок организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и введения системы государственного заказа на перевозки, фиксирующего маршруты, расписание движения, и объёмы перевозок в регулируемом сегменте.

При этом эксперты рекомендуют более осторожно распродавать профильные активы РЖД, учитывая их роль в деятельности основной компании. Они предлагают провести ранжирование дочерних предприятий РЖД по степени важности и запретить продажу акций наиболее принципиальных для функционирования железнодорожного транспорта в целом активов.

В самом докладе авторы приводят «дорожную карту» – подробный план мероприятий по реализации предлагаемого ими мягкого сценария.