26 апреля в «Роснанотех» состоялось открытое заседание экспертной группы «Реформа естественных монополий». В рамках совещания эксперты подгруппы «Электроэнергетика» подготовили доклады по проблемам оптового рынка.
Для реформирования распределительного электросетевого комплекса следует изменить структуру собственности, повысить операционную и инвестиционную эффективность, определить роль и функции в целевой модели розничного рынка, а главное, - усовершенствовать систему регулирования, сказал заместитель генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Михаил Курбатов. Миссия стратегии распределительного электросетевого комплекса - долгосрочное обеспечение энергетической безопасности для потребителей в регионах РФ, на этапе распределения электрической энергии, за счет организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам качества инфраструктуры. Для этого необходимо создание экономических стимулов для повышения уровня надежности и качества обслуживания потребителей, переход от административных к экономическим методам стимулирования эффективности, создание условий для привлечения частного капитала в распределительный электросетевой комплекс в объеме, достаточном для модернизации и реконструкции электросетей и обеспечения надежности электроснабжения потребителей в долгосрочном периоде.
- Скачок выручки по тарифу на передачу произошел с переходом на RAB, - заметил Михаил Курбатов. – Цель 2012 года - совершенствование качественного и надежного энергоснабжения, методологии долгосрочного регулирования, повышение эффективности операционной и инвестиционной деятельности. В качестве основных стратегических задач, стоящих перед компаниями распределительного электросетевого комплекса, можно назвать повышение надежности и качества реализуемых услуг, а также операционной и инвестиционной эффективности.
По словам Курбатова, строительство мощностей, минимально опережающих требования роста потребителей, приведет к сокращению затрат. Также среди неурегулированных вопросов остаются неплатежи, неэффективность ТСО и «последняя миля». Решением этих проблем может стать СРО, лицензирование и единый тариф.
Для решения проблем функционирования распределительного сетевого комплекса заместитель председателя Правления НП ГП и ЭСК по операционной деятельности Елена Фатеева предложила внести изменения в систему RAB-регулирования, в базу установления тарифов на передачу, в формировании и управлении ТСО. В качестве причин роста цены на электроэнергию для конечного потребителя в 2011 году Фатеева назвала неравномерное распределение вынужденной генерации по ЗСП, рост тарифов АЭС/ГЭС и на передачу для региональных сетей и ФСК. Из-за реализации метода RAB у сетевых организаций нет стимулов формировать эффективные инвестпрограммы, отсутствует система контроля эффективности инвестиционных программ. В итоге - строительство избыточных объектов и непрофильных активов.
- Муниципальные ТСО надо интегрировать в собственности 1 собственника в рамках 1 региона или даже в рамках нескольких, - предложила Елена Фатеева. - Необходимо консолидировать управление территориальными распределительными сетями, не подотчетными ОАО «Холдинг МРСК», интегрировать муниципальные и региональные ТСО. Все варианты решения проблем синхронизации принципов расчета сетевых и конечных тарифов в части тарифной базы потребуют изменения нормативных документов. Для потребителя проще все расчеты за передачу перевести на кВтч. При этом НВВ сетевых организаций будет зависеть от роста или падения потребления в регионе в текущем периоде, что разумно, поскольку это напрямую повлияет фактически только на размер средств на выполнение очередного этапа инвестиционной программы, которая может стать избыточной по мере падения ПО.
- В 2011 году применен принцип «сглаживания» тарифов, их рост ожидается в 2013-2015 годах, - сказал заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Павел Шпилевой. – Надо повышать эффективность инвестиций и вводить штрафы за доступность подключения. Сетевая компания не должна зависеть от полезного отпуска. Безусловно, надо проводить приватизацию, сначала пилотными проектами, усилить регуляторы, распределить выручку от «последней мили», на всю страну через МСК, тогда конечный потребитель почувствует экономию.
По мнению директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Василия Никонова, на потери влияет «последняя миля» и мелкие ТСО: «Правильно, что сейчас для повышения энергоэффективности привлекают региональные власти, которые и формируют инвестиционную программу».
В вопросе о неэффективности «последней мили» с коллегой согласился вице-президент по энергетике ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Михаил Слободин, который также отметил, что нынешний тариф выше, чем в Европе и США.
Обсуждение завершилось подведением итогов дискуссии и формированием основных предложений по реформированию оптового рынка.