Экспертные группы
 
Группа 15
Управление государственной собственностью и приватизация
2 Сентября
Группа №15 - Управление государственной собственностью и приватизация

2 сентября в РАНХиГС состоялось заседание экспертной группы 15 «Управление государственной собственностью и приватизация» с участием профессора Уильяма Мэггинсона (США), одного из ведущих мировых экспертов в сфере приватизации.

Проф. Мэггинсон выступил с докладом «Финансовая экономика приватизации: глобальные тенденции приватизации и уроки для максимизации экономического роста» (см. презентацию), после чего состоялось обсуждение промежуточного отчета экспертной группы Правительству РФ. Оценивая работу экспертной группы, проф. У. Мэггинсон отметил, что в целом разделяет большинство выводов и рекомендаций группы, «работа сделана очень хорошо, представленные выводы последовательны и логичны».

У. Мэггинсон, А. Радыгин, Ю. Симачев

По существу обсуждавшихся вопросов проф. У. Мэггинсон, в частности, отметил:

- Частная собственность относится к приоритетам первого порядка, поэтому сохранение государственного сектора в том или ином объеме, в том числе применительно к вопросу «стратегического ядра», на долгосрочный период не является целесообразным.

- Адекватной заменой прямого государственного участия является государственное регулирование сектора при наличии ясно выраженных интересов государства применительно к сектору. Необходимо отдавать себе отчет, что эффективное отраслевое регулирование является крайне затратным процессом, однако в долгосрочном периоде полностью «окупается» с точки зрения общеэкономических национальных интересов;

- Приватизация должна осуществляться относительно быстрыми темпами. В силу этого среди предложенных группой инерционного и радикального сценариев последний является предпочтительным. Существенно, что реализация краткосрочных задач в качестве приоритета повышает качество государственного регулирования;

- Очевидна прямая зависимость перспектив формирования международного финансового центра от темпов, моделей и качества реализации приватизационной программы правительства;

- Сформулированный экспертной группой «мультсекторный подход» является единственно возможным. При этом нефтегазовый сектор целесообразно включать в приватизационную программу на более позднем этапе. Напротив, приступать к 100-процентной приватизации банков с государственным участием необходимо на возможно более раннем этапе;

- Применительно к крупнейшим публичным компаниям с государственным участием предпочтительным является метод продаж «траншами». Это соответствует предложенному экспертной группой градуалистскому подходу к приватизации;

- Допуск иностранного участия следует рассматривать как обязательный компонент приватизации;

- Независимость председателя совета директоров следует рассматривать как принципиальное условие подготовки к приватизации.

Развернутую дискуссию вызвал вопрос о целесообразности финансирования инвестиционной деятельности компаний за счет средств от приватизации их акций. Как отметил проф. У. Мэггинсон, в целом прямое «выставление» на продажу акций самими компаниями не эффективно, это должно делать государство. Первичное размещение акций (primarysharesoffering) – не лучшая идея для приватизации и инвестирования в государственные компании.

Китай сегодня – единственная страна, где сами государственные компании продают акции и получают доход на развитие компании. В других странах инициатором продаж всегда выступает государство, а доход поступает в бюджет. Это гораздо более позитивное решение с фискальной точки зрения. Ссылка на опыт бразильской «Петробраз» не может в данной ситуации рассматриваться как аргумент «за». Ситуация с «Петробраз» является уникальной и специфичной именно для этой конкретной страны, тем более учитывая финансовые особенности сделки (40 млрд долл. из 66 млрд имеют отношению к обмену на нефтяные контракты, это касается и 5-летней инвестиционной программы).

Еще один вопрос, который вызвал острую дискуссию — использование средств от приватизации для целевого финансирования тех или иных социальных программ. С точки зрения проф. У. Мэггинсона, доходы от приватизации не должны быть компонентом какого-либо «экономического программирования» и не должны решать другие задачи правительства. Это разовое мероприятие, которое рассчитано на некий конкретный, желательно относительно короткий период.

Презентация к докладу У. Мэггинсона