Экспертные группы
 
Группа 14
Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом
7 Апреля
Группа №14 - обсуждение перспектив госрегулирования

7 апреля в рамках XII Апрельской научной конференции Высшей школы экономики состоялся круглый стол группы № 14, «Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом».

 

Задавая тон обсуждению, соруководитель группы, проректор Высшей школы экономики Андрей Клименко предложил коллегам сосредоточиться на фиксации идей, ориентиров, которые хотелось бы увидеть осуществленными к 2020 году: каким к этому сроку должно стать госрегулирование, что должны представлять из себя госуслуги, как будет реализована связь государственных органов с обществом и участие граждан в управлении.

Под таким углом А. Клименко предложил рассматривать и сообщения, которые сделали на Круглом столе директор центра Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Наталья Дмитриева и заведующий лабораторией экономического факультета МГУ им. Ломоносова Виталий Тамбовцев.

 

Наталья Дмитриева в своем выступлении отметила необходимость минимизации объектов государственного регулирования (продукции, оборудования, видов деятельности) и использования его лишь там, где имеются недопустимые риски, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, безопасности страны, правам граждан. Необходимы также минимизация количества обязательных требований и радикальное уменьшение разрешительных форм контроля, в целях сокращения издержек вхождения на рынок новых участников. Следует создать систему мониторинга результативности государственного регулирования и обязательного учета результатов такого мониторинга при совершенствовании регулирования.

На федеральном уровне должна появиться процедура доказательства необходимости введения того или иного вида госрегулирования.

Система предоставления госуслуг, по мнению докладчика, должна развиваться в направлении децентрализации. За федеральными органами исполнительной власти целесообразно оставить функции по разработке нормативной базы, стандартов услуг, мониторингу и надзору за качеством их предоставления. Полномочия по предоставлению массовых государственных услуг будут переходить на региональный уровень с правом делегирования их ниже, на уровень муниципальных властей.

Продолжая рисовать контуры «желаемого будущего», Н. Дмитриева отметила, что системы внутриведомственной отчетности о предоставлении госуслуг и функций будут заменены на оценивание их качества потребителями — гражданами и бизнесом. В случае низких оценок, должно следовать административные санкции, либо изменение стандартов или перераспределение соответствующих услуг и функций другим исполнителям вместе с соответствующими бюджетами.

 

В последовавшем обсуждении практически все эксперты, не отрицая необходимости движения в данных направлениях, указывали на невозможность реформирования системы госрегулирования и оказания госуслуг только силами самого административного аппарата. Чтобы реформа получила реальное, а не бумажное воплощение, необходимо вводить формы действенного участия в ней граждан и бизнеса, которые прежде всего и заинтересованы в этой реформе — к этому сводились мнения практически всех выступавших.

 

Виталий Тамбовцев в своем докладе предложил оценить три возможных логики реформирования государственного регулирования:

а) бизнес ведет себя оппортунистично, только в интересах своей выгоды, пренебрегая общественными интересами — следовательно, необходимо подвергать его сильному регулированию;

б) оппортунисты — это госчиновники, думающие только о личных интересах. Значит, необходимо вести линию на максимальную дебюрократизацию;

в) ни те, ни другие ангелами не являются. Отсюда — необходимость разумного регулирования, позволяющего сохранить полезные общественные функции тех и других, и минимизировать их отрицательные устремления. При этом необходимо учитывать неизбежное сопротивление административного аппарата, который неизбежно будет противиться сокращению своих полномочий, и предусматривать набор мер, компенсирующих потерю чиновниками значительной части своего влияния. Кроме того, необходимо на законодательном уровне создавать формы трехстороннего взаимодействия «власть-бизнес-общество» по проведению административной реформы.

В качестве примера такой оптимизации Тамбовцев привел административную реформу в Казахстане. Сегодня в рамках Единого Экономического Пространства Казахстан уже ощутимо выигрывает у России по характеристикам бизнес-климата, отметил Тамбовцев.