Экспертные группы
 
Группа 12
Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика
14 Июня
Группа №12 - проблемы местного самоуправления

Проблемы местного самоуправления стали главной темой обсуждения на заседании в РАНХиГС экспертной группы №12 «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика». Специалисты анализировали текущую ситуацию в данной сфере и предлагали пути выхода из кризиса.

Цель преобразований в сфере местного самоуправления – создание условий для устойчивого социально-экономического роста каждого муниципального образования, что в совокупности обеспечит социально-экономическое развитие страны, считает руководитель Центрального исполнительного комитета «Всероссийского Совета местного самоуправления» Светлана Разворотнева. В настоящий момент разрешению ситуации мешают низкий уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований, их высокая зависимость от финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня, отсутствие четких правил игры и стандартов в сфере межбюджетных отношений, узкая доходная база муниципалитетов и крайне ограниченные возможности влиять на ее расширение, двухуровневая система местного самоуправления создает конфликт интересов и ресурсов между муниципальными обращзованиями различного уровня, чрезмерный контроль со стороны органов государственной власти за «независимым» местным самоуправлением и другие факторы. В результате ухудшается качество жизни в большинстве муниципальных образований, вымирают деревни и малые города, происходит консервация иждивенческих настроений, отсутствует экономическое развитие, происходит деградация местных элит.

«С точки зрения политических механизмов федерализма можно рассмотреть следующие возможные сценарии: дальнейшее усиление централизации в политической и экономической сфере, сохранение статус-кво и демократизация процессов на местном уровне. Последний статус видится наиболее приемлемым, - говорит Светлана Разворотнева. – При его реализации существенно улучшится качество управления на местах, будет обеспечено устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов, появится множественных точек развития экономики и инфраструктуры на территории страны, а также повысится общественная активность в решении местных вопросов местного значения, ускорится принятие гражданами ответственности за жизнь на территории своего муниципального образования». Однако здесь существуют некоторые риски, которые необходимо предупредить.

О деградации системы местного самоуправления говорил заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, член Общественной палаты России Вячеслав Глазычев, который предложил ряд радикальных мер, без осуществления которых усиление мотивации населения страны к активному участию в ее развитии останется в области риторики: «Необходимо отказаться от обязательности МСУ для поселений, перейти к заявительному принципу, восстановить район как низовую единицу АТД, признать исключительность поселенного принципа МСУ, возложить ответственность за исполнение задач повседневного функционирования на административный район как низовой элемент государственного управления, а также отказаться от обременения МСУ иной отчетностью, кроме развернутой ежегодной статистики, воссоздание которой по отдельному закону о стандарте муниципальной статистики должно быть осуществлено Росстатом».

«Основные проблемы местного самоуправления – асимметрия пространства, деградация элит, разрушение институциональной среды, сращивание власти и бизнеса, что не может быть решено с помощью местного самоуправления, – полагает руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Ирина Стародубровская. – Хорошего решения этих проблем я пока не вижу».

По мнению члена Общественной Палаты Российской Федерации при Президенте России, председателя комиссии по связям с общественными организациями Иосифа Дискина, аргументом в борьбе за социальную реформу может служить процесс депопуляции села и малых городов, что в конце концов заморозит аграрный потенциал. Что касается заявительного принципа, то здесь необходимо выработать специальные механизмы, полагает эксперт.

В качестве основной проблемы местного самоуправления главный специалист направления муниципально-экономического развития фонда «Институт экономики города» Людмила Рогозина называет отсутствие доверия населения. По ее мнению, в этой ситуации стоит просить помощи у бизнеса – в Англии сто лет назад именно бизнес помог поднять институт местного самоуправления и вернуть веру народа.

Вице-президент Союза Архитекторов РФ Максим Перов призвал в первую очередь привести в порядок законодательную базу: «Сегодня в правовом поле не существует понятия «город», необходимо пересмотреть классификаторы. Кроме того, необходимо искоренить неграмотность на всех уровнях местного самоуправления и повысить требования к квалификации сити-менеджеров».