Открытое заседание экспертной группы №11 «Здоровье и среда обитания человека» прошло 19 апреля в Высшей школе экономики. Темой заседания стали "Проблемы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров и управления человеческими ресурсами в сфере здравоохранения".
Соруководитель экспертной группы, первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон отметил, что в рамках группы экспертам предстоит разработать целый комплекс мер, способных повысить качество медицинских кадров. При этом стоит помнить, что Россия в ближайшие годы будет жить в условиях серьезных бюджетных ограничений. Л. Якобсон призвал экспертов был реалистичными в своих планах и как можно меньше прибегать к лоббизму.
Соруководитель экспертной группы, научный руководитель Института экономики здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин привел некоторые данные исследований, проведенных в Высшей школе экономики. Они показывают, что порядка 60% врачей и медсестер не готовы работать лучше даже в случае повышения оплаты их труда, и только 11% готовы улучшить свои показатели. Отсюда следует важный вывод – одним лишь простым повышением зарплат качество поднять качество медуслуг не удастся.
Говорить об улучшении медицинских кадров без повышения оплаты труда невозможно, уверена Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству. Однако и простое повышение зарплат ничего не даст. Нужно реформировать систему послевузовской подготовки в сторону ежегодного накопления образовательных часов. Должна быть принята концепция непрерывности медицинского образования.
Серьезная реформа должна быть проведена и среди медицинских вузов. Не нужно бояться закрывать те учебные заведения, которые выпускают «псевдо-специалистов», призвала Гузель Улумбекова. Лозунг «лучше меньше, да лучше» в медицинской сфере имеет значение. Если же возникнет нехватка медицинских кадров, специалистов, то, по примеру Казахстана, можно будет привлекать из-за рубежа как для работы в стране, так и для обучения российских студентов.
Василий Власов, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения ВШЭ, предложил привязать последипломное образование к получившим аккредитацию медицинским учреждениям. Там молодые специалисты могли бы получать реальное практическое образование. Факультеты и университеты, считает он, к этому приспособлены мало.