Экспертные группы
 
Группа 10
Развитие финансового и банковского сектора
15 Апреля
Экспертная группа №10 - обсуждение возможностей реформирования банковского сектора

15 апреля 2011 года на площадке Сбербанка участники экспертной группы №10 «Развитие финансового и банковского сектора» обсуждали нынешнее состояние банковского сектора и возможности его реформирования.

 

В качестве ключевых проблем банковского сектора директор Центра экономических исследований МФПА, ответственный секретарь комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Сергей Моисеев отметил высокую инфляцию, дефицит долгосрочных ресурсов и подверженность сектора системным рискам. Он отметил, что при слабом развитии рынка низкорисковых инструментов введение в России норм Базель-III приведет к сжиманию сектора. Поэтому те же задачи надо решать за счет создания инструментов предоставления ликвидности, каковыми могут быть центральный контрагент на межбанковском рынке, беззалоговые операции постоянного действия, штрафные ставки для повторного рефинансирования беззалоговых кредитов. Еще один важный вопрос — что делать с государственными банками: как их приватизировать, как при этом сохранить суверенитет и нужно ли ограничение максимального размера пакета акций в одних руках?

- Открытым остается вопрос контроля уровня концентрации, то есть оценки «рыночной власти» в территориальном разрезе и по отдельным банковским продуктам, — считает Сергей Моисеев. — Переход в частные руки системообразующих банков вовсе не будет означать, что регулятор снимет с себя ответственность за их финансовую устойчивость.

 

Обсуждая вопрос о приватизации, Герман Греф заявил, что ограничения на размер пакета акций, который может купить иностранный банк, он считает рациональными, так как кризис показал, что действительно в системе с высокий долей филиалов иностранных банков в кризис растет риск вывода средств из страны для спасения материнских компаний.

Эксперты обратились к примеру модернизации банковского регулирования и надзора в зарубежных странах. В качестве реформ институтов регулирования за последние два года Великобритания, Чехия, Ирландия, Словакия, Литва избрали консолидацию финансового регулирования и надзора в центральном банке, а Бельгия, Франция, Германия, США, Португалия, Греция усилили роль центрального банка. Условиями эффективности управления системными рисками в России может стать введение индикаторов системной стабильности, увязка индикаторов и пруденциальных норм, высокая степень общественного доверия и транспарентность, публикация протоколов и стенограмм, регулярный отчет о финансовой стабильности и рыночный диалог.

С мнением коллег о создании на базе ЦБ макропруденциального регулятора согласился и председатель правления Сбербанка Герман Греф: «Необходимо создать ясную систему управления рисками, возможно, на базе ЦБ, а также выработать критерии прозрачности и устойчивости. При этом критерии устойчивости должны быть максимально просты и понятны».

 

О прозрачности банковского сектора говорил и руководитель направления Некоммерческого партнерства ЦМАКП Олег Солнцев. По его мнению, необходимо ужесточить требования к прозрачности, выработать меры сдерживания от «перегрева». Солнцев отметил, что ЦМАКП разработал систему раннего оповещения о банковских кризисах, и, по результатам соответствующих расчетов, в ближайшие два-три года вероятность системных рисков минимальна.

 

Директор Центра структурных исследований ИЭП Алексей Ведев ключевой проблемой финансовой политики назвал дефицит внутренних ресурсов и высокую зависимость от внешних ресурсов. В этих условиях нельзя форсировать развитие финансового сектора. Форсированное развитие позволяет ускорить экономический рост на краткосрочном горизонте, но снижает устойчивость системы. Поэтому в среднесрочном плане форсированное развитие оборачивается частыми повторяющимися кризисами. 

- В российском банковском секторе множество противоречий, — считает Алексей Ведев. — Сейчас предстоит выбрать между двумя сценариями развития — форсированного роста и сбалансированного развития. Ускоренное развитие банковской системы по сравнению с номинальным ВВП приводит к структурным диспропорциям. Основной вопрос — насколько допустимы подобные диспропорции в определенные периоды и какова цена их устранения. Сценарий ускоренного развития в большей степени предполагает укрупнение банковской системы, нежели вариант сбалансированного развития. При этом сценарий сбалансированного развития снижает противоречия в финансовой системе между расширением кредитования и финансовой стабильностью, ростом кредитования и увеличением сбережений, ростом банковской системы и развитием финансовых рынков.

 

Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России Ксения Юдаева обратила внимание на противоречие структуры банковской системы и промышленности, которые принципиально разные — высокий средний размер промышленных компаний и небольшие банки. Как результат, банки не могут удовлетворять потребности экономики. Такая ситуация не должна  остаться без внимания.

 

- К 2020 году надо выработать правила конкуренции, обеспечить качественные услуги для конечных потребителей, макро- и микропруденциальное регулирование и заставить все банки соблюдать правила риск-менеджмента, — заключил Герман Греф.